Марат Расулов: «Мы – неотъемлемая часть турецкого народа»

История турок-месхетинцев богата трагическими событиями — депортация 1944 г., погромы в Ферганской долине. Будущее этого народа туманно – Грузия не особо желает принимать репатриантов, а сами турки-месхетинцы не могут на собственные средства вернуться на родину. Обо всем этом в эксклюзивном интервью рассказал глава диаспоры турок-месхетинцев Марат Расулов.

— Марат бей, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, как турки оказались в Грузии в Месхетинской провинции?

— На той территории, где проживают турки-месхетинцы, еще во времена царицы Тамары были тюркские племена. Это исконные тюркские земли, но тогда тюрки были не мусульманами, а исповедовали христианскую религию. Эти племена помогли Тамаре в борьбе с персами. Уже потом, во время создания сельджукского государства, Ислам пришел на территорию наших предков.

Некоторые современные историки в Грузии пытаются доказать, что мы, якобы, являемся грузинами-мусульманами, которые «отуречились» во времена Османской империи. Однако это не соответствует правде.

Во времена Османской империи наши земли назывались Ахыска-Чылдыр бейлии – это санджак (область) с центром в Ахыска, Ахалцихе по-грузински. В 1829 г. российский генерал И.Паскевич завоевал эти территории, и наша земля перешла под власть Российской империи. Впоследствии Ахыска была завоевана османами, но затем снова отошла к России.

В 1923 г. был заключен новый мирный договор между советской Россией и Турцией, который закрепил Ахыску за Грузинской ССР. Так как наши предки столетиями проживали на этих территориях, то они решили остаться в составе Грузии. В те времена было относительно свободное перемещение между жителями Ахалцихе и приграничными территориями Турции. Люди посещали своих родственников, друзей, близких.

В 30-х гг. правила перехода турецко-советской границы ужесточилась. Некоторые семьи пытались перейти на территорию Турции, при этом многие погибали – их расстреливали при переходе границы. В 30-х годах наш народ подвергся репрессиям. Весь цвет нашей нации – писатели, религиозные деятели, — был выслан в Сибирь. В 1941 г. все, кто мог держать оружие в руках, были отправлены на фронт.

— В 1944 г. турок-месхетинцев переселили в страны Средней Азии и Казахстан. Как они уживались в новых странах?

14 ноября 1944 г. – трагическая страница в истории нашего народа. Для обеспечения безопасности с границей Турции была проведена высылка всего народа.

По официальным данным, в республики Средней Азии и Казахстан было выслано 99 тыс. человек. Кроме турок, из Месхетии были также высланы курды и хемшилы (армяне-мусульмане). За день до депортации всем жителям дали 24 часа, чтобы собраться. Нас уверяли в том, что это делается под предлогом того, что якобы в наших селах будут проходить учения, и местное население должно покинуть свои земли всего на несколько дней. Все думали, что в скором времени они вернутся.

Сам переезд тянулся два месяца, людей перевозили в товарных вагонах. В пути до Средней Азии погибло 25 тыс. человек, из них много детей.

По приезду в Среднюю Азию и Казахстан нас миролюбиво встретило местное население. Они делись с нами последним куском хлеба. Наш народ благодарен киргизам, казахам, узбекам. Турков-месхетинцев поселили в селах без права выезда за их границы. До 1953 г., смерти Сталина и разоблачения культа личности, людям не позволяли получать образование Люди вынуждены были менять в паспортной графе национальность турок на азербайджанец, чтобы в будущем их дети смогли получить образование . До сих пор у многих наших соотечественников в паспортах прописано, что они азербайджанцы.

— А почему именно азербайджанцы?

— Просто потому, что азербайджанцы – этнически наиболее близкий к туркам народ.

— После разоблачения культа личности туркам позволили возвратиться в свои родные края?

— Нет. Разрешили посещать любые места Советского Союза, кроме своих родных сел. Даже если кто-то ехал в Грузию, то дальше Боржоми турок-месхетинцев не пропускали. В 1954-57 гг. большое количество турок-месхетинцев, чтобы поближе быть к своей Родине, переселилось в Азербайджан, так как эта страна граничит с Грузией. В конце 80-х гг. немало наших соотечественников переселилось в Ставропольский край. Даже после перестройки и во время развала СССР, в Грузию переселяться не пускали.

Лишь после того, как Грузия выразила желание войти в Европейский Союз, ей было поставлено условие – принять турок-репатриантов. В 1999 г. Грузия взяла на себя обязательство в течение 11 лет принять у себя перемещенных лиц и расселить их на своих исконных местах.

В конце 80-ых годов в Ферганской области Узбекистана произошли массовые столкновения между турками и узбеками. Живут ли сегодня ваши соотечественники в этой стране, и как складываются у них отношения с титульной нацией?

— События в Фергане были заранее запланированы. По одной версии, целью этой акции было развалить СССР, по другой – это было дело рук КГБ, который тем самым хотел показать, что без Москвы самостоятельные республики не справятся с такими проблемами, как межнациональные конфликты.

Безусловно, все это было заранее запланировано. Так, за месяц до трагических событий в Ферганской области туда завозили булыжники, в домах, где проживали узбеки, ставились определенные метки. Турки-месхетинцы предупреждали местные органы об этом, но на эти обращения никто не обращал внимание.

Я хотел бы отметить, что местные жители не принимали участия в столкновениях, многие из них, рискуя своей жизнью, спасли турок.

— А много людей пострадало?

— Много. Было убито 100-150 человек. Людей закалывали вилами, живьем сжигали детей, стариков. Было сожжено много домов. Я помню, как наш отец дал нам железные прутья, ножи, чтобы мы могли себя защитить, хотя наша семья проживала в уйгурском поселке, а не в турецком.

В 1990 г. в Ташкентской области, в Букинском районе, было сожжено несколько домов турок. После этого многие начали массово покидать Узбекистан, немало людей переселись в Россию. Кстати, этот факт тоже указывает на то, что ферганская резня была запланирована государством. В Белгородской, Воронежской областях местные жители признавались, что знали о грядущем расселении там турок-месхетинцев и ожидали их.

— А сейчас в Узбекистане проживают ваши соотечественники?

— Да. Там порядка 15-20 тыс. турок. Но в основном многие переселись в города. У нас никогда не было проблем с узбеками, мы с ними до сих пор переписываемся. Мы благодарны узбекскому народу за то, что они нас в свое время выручали, приняли на своей земле.

— Давайте вернемся к Грузии. Как вы думаете, готова ли Грузия в будущем принять турок-месхетинцев? Ведь Тбилиси приостановил прием граждан турецкой национальности.

— На сегодняшний день запрета на возвращение в Грузию турок-месхетинцев как такого нет. В 2007 г. был принят закон о репатриации. Однако в нем не прописано четко, что репатриантами являются турки-месхетинцы. Закон называется так — «О репатриации лиц, насильственно переселенных бывшим СССР из Грузинской ССР в 40-х годах XX века».

Для получения разрешения на возвращение в течение одного года претендент должен подать заявления и принять статус репатрианта. Все документы должны быть заполнены на грузинском или английском языках. Ни тем, ни другим многие люди не владеют. Кроме этого, необходимо представить немало справок, таких как медицинская, справка о несудимости, имущественном и семейном состоянии, и др. документы, которые должны быть переведены на грузинский или английский языки. Это все обходится в $300-400. Не каждый может позволить себе собрать эти справки.

Большинство таких заявлений было подано из Азербайджана. Было собрано 13 тысяч таких заявлений, из них только 5 тыс. были поданы в срок. Часть этих заявлений была отклонена из-за разного рода ошибок. Вы знаете, в самом посольстве Грузии в Украине мало кто знает про этот закон, я это могу сказать по своему собственному опыту.

Закон был принят в 2007 г. и нам был дан один год, чтобы собрать все документы. Затем срок действия закона был продлен еще на год, до 2009 г. Но все равно в такие сжатые сроки принимать репатриантов противоречит правам человека. К примеру, крымские татары вот уже более 20 лет репатриируются в свои родные места.

Закон также поначалу предусматривал следующий механизм: после подачи заявления и получения статуса репатрианта, уже будучи в Грузии, репатриан обязан был отказаться от своего предыдущего гражданства. И это при том, что никто не давал гарантий, что можно будет стать гражданином Грузии. Правда, вскоре этот пункт закона был изменен, и до получения грузинского гражданства репатриант мог оставаться гражданином страны исхода.

В 2008-2009 гг. приезжавшие турки-месхетинцы в кратчайшие сроки получали вид на жительство и гражданство в Грузии. С 2010 г. Этот процесс очень усложнился.

— Как вы думаете, в будущем Грузия упростит прием репатриантов?

— Созданная в 2010 г. Всемирная ассоциация турок-месхетинцев вынесла данный вопрос на рассмотрение Европарламента. Грузия дала слово, что разберется с вопросом репатриации турок-месхетинцев. В 2011 г. у нас состоялась встреча с соответствующими чиновниками, которые занимаются вопросами переселения. Нам пообещали, что такие встречи будут частыми, что в комиссию войдет представитель нашего народа, но все опять затихло.

С приходом к власти в Грузии нового правительства Б.Иванишвили у нас зародились новые надежды. Премьер-министр Турции также поднимал этот вопрос с грузинскими политиками. Вроде бы в этом году обещают перемены по этому вопросу.

Кроме всего прочего, на сегодняшний день в живых осталось очень мало людей, которые родились там. Молодежь не знает те места, многие из них хотят уехать в Турцию. Каждые год из Украины 10 -15 семей эмигрируют в Турцию.

В 2007 г. мы проводили перепись нашего народа в Украине и проводили опрос. На вопрос «Хотите ли вы вернуться на Родину в Ахыску?» 95% респондентов ответили положительно, но на вопрос — вернуться на собственные средства или государственные, — многие предпочли второй вариант.

— Марат бей, турки-месхетинцы ощущают себя отдельным народом или частью турецкого народа?

— Мы – неотъемлемая часть турецкого народа. Слово турок-месхетинец мы никогда не знали, не использовали. Так нас начали называть после Ферганских событий, из-за того, что наша родина Ахыска находится в местности Месхетия-Джавахетия. Мы считаем, что мы анатолийские турки.

Но мы не желаем переселиться в Грузию, а затем требовать автономии или присоединения к Грузии. Мы желаем жить и спокойно работать на нашей земле. Сейчас между Грузией и Турцией очень хорошие отношения, люди могут свободно ездить друг к другу. Между двумя странами развиваются очень тесные торговые отношения

— А Турция признает турок-месхетинцев своими соотечественниками? Помогает ли она вам в репатриации? Насколько мне известно, Анкара позволила репатриироваться туркам-месхетинцам в восточные области страны.

— В 90-х годах прошлого века, при покойном премьер-министре Турции Тургуте Озале, был принят закон, согласно которому все турки-месхетинцы, независимо от их места проживания, автоматически могут получить турецкое гражданство. Правда, закон не вступил в силу. Тогда около 150 семей переселилось в г. Игдыр, им помогали продуктами, освободили от уплаты налогов, коммунальных услуг. После смерти Озала этот процесс остановился.

Но люди своими средствами переезжали в Турцию. Сейчас около 50-60 тысяч турок-месхетинцев проживает в Турции. Это — выходцы с Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана. Сейчас поток пошел из России, Украины.

В 2010 г. в Турции был принят закон, который упростил принятие гражданства туркам-месхетинцам. Недавно министр труда и социальной защиты Турции Фарух Челик выступил с предложением переселить сто тысяч турок-месхетинцев в Турцию с помощью государства.

— Марат бей, сколько турок-месхетинцев проживает в нашей стране? Какова общая численность их в мире?

В мире насчитывается 450-500 тыс. турок-месхетинцев, однако надо отметить, что не все турки-месхетинцы записывались как турки. В Украине, по нашим данным от 2007 г., проживают 8,5 тыс. человек.

Больше всего наших соотечественников проживает в Чаплинском районе Херсонской области, затем следует г. Славянск Донецкой области, Николаевская область, Крым, и др.

— Расскажите, пожалуйста, где вы родились? Наверняка Вашу семью затронула боль депортации?

-Моему отцу было три года, когда его семью выслали из родной земли. Дедушка воевал на фронте, попал в плен и не вернулся домой. Отца с бабушкой и дядей переселили в Узбекистан. Это были сложные годы. В селе Новый путь Ташкентской области, где мы жили, проживали и корейцы, которые также были депортированы с мест своего проживания.

Моя мама была русской, она родилась в Ташкенте. Они познакомились с отцом, поженились. Мать очень помогала отцу, она любила наш народ.

Родился я в 1974 г., учился в русской школе. В 16 лет, в 1990 г., из-за ферганских событий мы переехали в Украину, в Николаевскую область. После окончания школы я не смог поступить в ВУЗ, учился три года в правовом колледже в Николаеве. Испытывал сложности в поисках работы.

В 1995 г. был объявлен конкурс на получение образования в Турции среди турок-месхетинцев, проживающих в Украине. В 1998 г. я принял участие в конкурсе и получил право учиться в Турции. Я поступил на факультет журналистики Сельджукского университета в г. Конья. В 2004 г. я завершил учебу, проходил стажировку на турецком телеканале TRT, информационном агентстве Cihan. По возвращению в Украине моя журналистская карьера не сложилась. Сегодня я работаю в другой сфере, параллельно занимаясь делами диаспоры.

— А что подвигло заняться именно общественной деятельностью?

Диаспору возглавлял мой отец. В последнее время, когда он болел, я часто присутствовал с ним на всех мероприятиях диаспоры. После его смерти в 2006 г. мне предложили стать во главе национального общества, так как я был в курсе всех дел.

— Марат бей, какую роль сыграла религия в сохранении национальной самобытности турок-месхетинцев?

— Ислам имел всегда большое значение для нас. Если бы мы не придерживались бы исламских традиций, наш народ исчез бы. Наши старики еще в советские времена придерживались исламских традиций, обучали детей Корану, передавали религиозные знания от поколения к поколению. Благодаря религии мы сохранили свой язык и свои традиции.

— Большое Вам спасибо за интервью и очень интересный рассказ!